Сведения, приведенные в данном разделе, составлены на основе методических рекомендаций для учителей и преподавателей общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования М.Л. Форштат «О некоторых ошибках в преподавании правил дорожного движения» [7]. Основные положения раздела представлены в форме презентации «Типичные ошибки».
Дорожное движение едино для детей и взрослых. Ряд дорожных ситуаций одинаково опасен как тем, так и другим. Правила дорожного движения также едины для всех. Написаны они «взрослым» языком, без расчета на детское восприятие. По этой причине задача всех, кто занимается с детьми по данной тематике – объяснить Правила наиболее доступным и простым способом. При выборе формы обучения (игра, конкурс, викторина и т. п.) главное – донести до детей смысл, не исказив содержания. Важно обратить серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. К сожалению, на практике родители, некоторые учителя и авторы ряда учебных пособий по ПДД употребляют устаревшие термины и понятия, давно изъятые из Правил дорожного движения. К примеру, «улица» вместо «дорога»; «мостовая» вместо «проезжая часть»; «машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»; «ряд» вместо «полоса движения»; «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал»; «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС» и т.д. Часто преподаватели путают имеющие самостоятельное значение термины «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». А ведь употребление несуществующих понятий ведёт к искажению в понимании требований ПДД. Анализ результатов тестирования детей и педагогов по ПДД показал, что при обучении до сих пор допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них.
1-я ошибка: Обходи трамвай спереди, а автобус сзади.
Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и происходит столкновение.
Необходимо учить:
Если пешеходного перехода рядом нет, жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние, или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
Следующая ошибка: красный – стой, желтый — жди, на зеленый свет – иди (некоторые еще прибавляют: смело ты иди).
Пешеходы должны пользоваться «своим» пешеходным светофором с двумя сигналами: красный и зеленый.
Необходимо учить:
Красный сигнал пешеходного светофора – запрещающий. Зеленый – разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все автомобили остановились.
Желтый мигающий сигнал транспортного светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.
Еще одна ошибка: при переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо.
Это правило также устарело и создает опасную ситуацию.
Необходимо учить:
Прежде чем перейти дорогу – остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию. Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, и не делай шаг ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.
Следующая ошибка: не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.
Во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.
Необходимо учить:
Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет транспортных средств.
Следующая ошибка: неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которую несет в себе тот или иной дорожный знак.
Например, часто путают значение знаков, которые имеют одинаковое название – «Пешеходный переход». При этом предупреждающий знак «Пешеходный переход» (треугольный с красной каймой) оповещает водителя о том, что пешеходный переход будет только через 50-150 метров, поэтому в этом месте переходить проезжую часть опасно и запрещено. А знак особых предписаний «Пешеходный переход» (квадратный, с синим фоном) указывает пешеходам, что через дорогу можно переходить именно здесь. Есть еще предупреждающий знак «Дети», который многие называют «Осторожно, дети» и тоже трактуют его как место, где детям можно переходить проезжую часть.
Часто путают понятия «пешеходная дорожка», «тротуар» и даже «пешеходный переход». Тротуар – элемент дороги, который примыкает к проезжей части, пешеходная дорожка – это полоса земли, обустроенная для движения пешеходов, не привязанная к проезжей части, и пешеходный переход – это участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу.
Новая ошибка: запрещается движение на велосипеде по тротуарам и пешеходным дорожкам.
До недавнего времени действительно так и было. Даже приходилось приводить детям пример, что в данном случае безопаснее нарушить правило, чем ехать на велосипеде по проезжей части. По новым правилам, велосипедист до 14 лет должен передвигаться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, причем велосипедисты до 7 лет – на стороне для пешеходов. Велосипедист старше 14 лет может двигаться по тротуару или пешеходной дорожке в том случае, если отсутствуют велосипедная и пешеходная дорожки, либо нет возможности двигаться по ним и по краю проезжей части.
Все эти ошибки не только не учат безопасному поведению на дороге, но и, наоборот, толкают юных пешеходов на нарушения, опасные для их жизни и здоровья.
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ВОЗМОЖНЫХ ОШИБОК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПДД, ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ СОВЕТАМИ.
- Ни один урок, ни одно занятие не проводите без сверки подготовленного к нему материала с текстом «Правил дорожного движения», как бы вы ни были уверены в его достоверности.
- Пользуйтесь для работы только теми учебниками и пособиями, содержание которых не имеет никаких противоречий с действующими в РФ «Правилами дорожного движения». Педагогу обязательно нужно иметь официальное издание Правил дорожного движения, которые утверждены постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 в редакции от 10.09.2016 г., и в дальнейшем сверять его с действующей редакцией ПДД на сайте http://www.gibdd.ru/.
- Получите рекомендации о качестве какой-либо конкретной книги у опытных преподавателей ПДД, методистов автошкол или компетентных сотрудников ГИБДД.
- Обратите внимание, что правила для пешеходов в действующих ПДД сосредоточены не только в разделе 4 «Обязанности пешеходов». Пункты, прямо или косвенно относящиеся к пешеходам, имеются также в разделах: 6, 8, 11, 12, 13, 14, 16 и 17. 5. Все книги о ПДД, предназначенные для детей и учителей, изданные до 1995 г., действующим правилам не соответствуют. Использовать их в качестве учебных и методических пособий нельзя!